Содержание
- 1 Понятие
- 2 Показания
- 3 Техника наложения
- 3.1 Верхняя конечность
- 3.2 Нижняя конечность
- 3.3 Шея
Транспортная иммобилизация годами практики зарекомендовала себя как эффективный способ, позволяющий максимально снизить вероятность осложнений различных травм. Метод существовал ещё с древних времён, но вот средства для его осуществления постоянно преобразовывались. Но они менялись в лучшую сторону, становясь всё проще и надёжнее в обращении.
Необходимость появления стандартизованных изделий привело к изобретению табельных средств, которые имеют универсальное предназначение. Самым распространённым из них сейчас является шина Крамера – конструкция, изготовленная из лёгкой проволоки. Её положительные качества настолько превышают недостатки, что она до сих пор широко применяется для оказания первой помощи при переломах.
Хотя ничего гениального в строении изделия не отмечается, оно даже не имеет каких-либо деталей, такая простая конструкция и обеспечивает надёжность, подтверждённую многолетним использованием. Зачастую с применением шины приходится столкнуться и простому обывателю, поэтому следует дать небольшое руководство к действию.
Понятие
Другое название этого ортопедического изделия – лестничная шина, которое полностью характеризует его внешний вид. Синоним напрямую связан со строением средства – конструкция в исходном виде действительно напоминает лестницу в миниатюре. Но всё же можно выделить некоторые особенности:
- Внешний каркас современной шины изготовлен из сплава на основе алюминия, и выполнен в виде толстой проволоки. Такой материал позволяет ей с лёгкостью изменять свою форму, не теряя при этом общую упругость. При этом от многократного сгибания он не теряет своей прочности, и не разрушается со временем.
- Для создания поддержки только внешнего каркаса недостаточно, поэтому он на всём протяжении, словно лестница, соединён множеством перемычек. Они изготовлены уже из стальной проволоки, которая практически не поддаётся сгибанию. Такое сочетание с гибкостью внешнего контура придаёт шине Крамера незаменимые опорные свойства.
- Так как металл достаточно быстро реагирует на понижение или повышение температуры, то изделие снаружи покрывается чехлом из медицинской марли или ткани. Это обеспечивает более комфортное положение шины на конечности, не вызывая у пациента неприятных болевых или температурных ощущений. Также в случае загрязнения чехол можно быстро поменять, а само средство останется чистым.
Широкое применение лестничные шины нашли в травматологии и скорой помощи, где они используются для быстрой и надёжной иммобилизации отдельных сегментов опорно-двигательного аппарата.
Показания
Проведение транспортной иммобилизации показано только в случаях тяжёлых травм, которые при отсутствии фиксации могут привести к осложнениям. Наложение шины Крамера в таких случаях позволяет предупредить их развитие, формируя искусственную поддержку для конечности или другого сегмента тела. Оно становится необходимым при следующих повреждениях:
- Переломы костей, входящих в состав пояса верхних или нижних конечностей. Но и есть исключения – повреждения шейного отдела позвоночника, а также черепно-мозговые травмы, которые можно зафиксировать с помощью шины.
- Вывихи и другие прямые повреждения суставов, приводящие к частичному или полному нарушению их функции. При этом иммобилизация служит не столько мерой профилактики – она обеспечивает создание функционально нейтрального положения для сочленения.
- Обширные поражения мягких тканей конечностей – тяжёлые ушибы (ушиб коленной чашечки), разрывы, сдавления, размозжения. В таком случае шина предотвращает подвижность, которая может увеличить патологический очаг.
- При ожогах или отморожениях – в качестве симптоматического средства. Шина позволяет также создать состояние покоя для конечности, поражённой температурным воздействием.
- Повреждения крупных сосудов и нервов – тоже как вспомогательный метод. Иммобилизация позволяет предотвратить возможные осложнения после остановки кровотечения, или наложения первичного шва на нерв.
При лёгких травмах использование шины не показано, но и не запрещено – поэтому её можно применять, как альтернативу мягкой повязке.
Техника наложения
Чтобы иммобилизация была эффективной, следует знать несколько общих принципов её проведения. Если запомнить их, то можно избежать большинства ошибок, допускаемых при оказании первой помощи:
- Использование шины предусматривается в максимально ранние сроки после получения травмы. Это позволит предупредить развитие осложнений, связанных с самостоятельными попытками движения, или возникающих при переносе пострадавшего.
- Обязательно предварительное моделирование изделия, желательно на здоровой конечности. Это позволит сразу зафиксировать шину, избегая лишнего воздействия на поражённый сегмент.
- Иммобилизация проводится с учётом физиологии движений – она проводится с обязательным захватом двух смежных с очагом повреждения суставов. Конечности при этом придаётся физиологическое положение, обеспечивающее расслабление её мышц.
- Обувь или одежда, находящаяся в области наложения шины, не снимается. Во-первых, это предотвращает лишние движения в поражённом сегменте. А во-вторых, создаёт дополнительную прокладку, исключающую механическое воздействие средства.
- Если шина накладывается прямо на кожу, то в область костных выступов помещаются ватно-марлевые подушечки. А в холодное время года конечность нужно ещё и укрыть чем-либо от воздействия низкой температуры.
Существует три основных варианта применения лестничных шин, которые связаны с локализацией травмы.
Верхняя конечность
Благодаря относительно небольшому объёму, для фиксации руки при переломе лучевой кости, обычно достаточно лишь одной шины Крамера. Но вот её окончательное положение зависит от того, где именно находится повреждение:
- Если травма касается лишь пределов кисти, то всё равно проводится иммобилизация всего предплечья. Шина должна немного выступать за кончики пальцев, и доходить до нижней трети плеча, захватывая локтевой сустав. В нём создаётся сгибание – под прямым углом. Ладони придаётся полусогнутое положение путём вкладывания валика.
- Если травма произошла на уровне предплечья, то фиксация незначительно отличается от предыдущего варианта. Единственная разница – шина должна доходить до верхней трети плеча. В ладонь также вкладывается валик, после чего средство фиксируется с помощью повязки или тесёмок на шее.
- При повреждениях плеча шина должна проходить от кончиков пальцев до внутреннего края лопатки. Такое положение обеспечивает фиксацию не только конечности, но и плечевого пояса. В остальном – её наложение аналогично.
На верхней конечности сосуды и нервы имеют относительно поверхностное положение, чем объясняется высокая частота их повреждения при неправильном проведении иммобилизации.
Нижняя конечность
Относительно ног имеется негласное ограничение – подобные средства применяется только до уровня нижней трети бедра. При более высокой фиксации теряются её опорные свойства, что обусловлено значительным объёмом и силой нижних конечностей. Поэтому преимущественно средство применяется лишь при травмах стопы, голени и коленного сустава:
- Конечности всегда придаётся физиологическое положение – полное разгибание в колене, сгибание под прямым углом в голеностопном сочленении.
- Обязательно используется три лестничных шины, которые поддерживают ногу сразу с трёх сторон.
- Первая из них сгибается по типу «сапожка», и фиксируется на задней поверхности конечности. Она должна немного выступать за кончики пальцев, проходить подошву, голень, и заканчиваться на уровне верхней трети бедра.
- Остальные шины располагаются по боковым поверхностям ноги, обеспечивая дополнительную поддержку. После размещения производится их полная фиксация с помощью циркулярной повязки.
При изолированных повреждениях стопы достаточно только задней шины, которую можно укоротить до уровня коленного сустава.
Шея
При подозрении на травму шейных позвонков или черепа иногда применяется особое наложение шин. Они фиксируются на голове в виде шлема, препятствуя её движениям:
- Первая располагается продольно – начиная ото лба, и доходя до области между лопатками.
- Вторая, наоборот, фиксируется в поперечном направлении – от одного плеча к другому через голову.
- Затем вся конструкция закрепляется с помощью отдельных повязок.
Важно, чтобы средства плотно прилегали к коже, исключая даже малейшие изолированные движения шеи. Поэтому перед их наложением производится тщательное моделирование шин. Но выполнять его требуется не на пострадавшем человеке, чтобы не нанести ему ещё больший вред.