Содержание
- 1 Понятие
- 2 Жёсткие шины
- 2.1 Современные
- 3 Мягкие шины
- 3.1 Пневматическая
- 3.2 Воротник
Одним из важных и неотъемлемых этапов лечения различных травм является транспортная иммобилизация. Это понятие подразумевает создание полного функционального покоя для поражённого участка опорно-двигательного аппарата. Обездвиживание только на первый взгляд кажется бессмысленным, но именно оно позволяет прервать патологические механизмы, возникающие вследствие травмы.
Для полноценного выполнения этой задачи применяются специальные приспособления – медицинские шины. Название не имеет ничего общего с одноимённой частью колеса, хотя для большинства пациентов – это стандартная ассоциация. Но считать её неправильной тоже не следует – шиной в медицине называется приспособление, дающее определённой части тела внешнюю поддержку.
Первоначально эти средства были только подручными – любой жёсткий и удобный предмет, фиксированный к конечности, приобретал лечебные свойства. Постепенно возникла потребность в табельных шинах – то есть изготовленных по стандартному образцу. Постоянная их модификация привела к тому, что в их настоящее время можно выделить даже целых две группы – жёсткие и мягкие.
Понятие
Медицинская шина – это ортопедическое приспособление, предназначенное для оказания первой помощи, а также осуществления лечения при повреждениях опорно-двигательного аппарата. Но не при каждой травме её применение оправдано – поражение должно быть таким, чтобы оно локально нарушало функцию части тела. Говоря простым языком – это тяжёлые травмы (переломы, вывихи, разрушение мягких тканей, повреждения сосудов и нервов).
В подобных случаях полноценное заживление возможно только в одном случае – когда сегмент опорно-двигательного аппарата должен быть полностью выключен из работы. Чтобы адекватно выполнять это предназначение, современные шины должны обладать следующими качествами:
- Быть достаточно прочными, выдерживая при этом не только собственный вес части тела, но и силу активных движений. Подвижность должна быть не ограничена, а исключена полностью сразу же после проведения иммобилизации.
- Иметь небольшой вес, чтобы не доставлять пациенту неудобства при выполнении какой-либо деятельности. Громоздкая и тяжёлая шина может не только ограничивать активность пациента, но и служить причиной ухудшения его состояния.
- Являться физиологичной по своему строению, чтобы после наложения не приводить к порочной фиксации конечности. Она не должна вызывать сильного давления на выступающие участки скелета, а также исключать любое воздействие на сосудистые и нервные пучки.
- Иметь комбинированное устройство, что позволит применять одно табельное средство для разных случаев. Модификация необходима потому, что каждый пациент имеет индивидуальные показатели роста, веса и телосложения.
Деление медицинских шин на жёсткие и мягкие больше условное, и зависит от исходного строения изделия и области его применения – действие каждой из них на организм в любом случае одинаково.
Жёсткие шины
Разделение внутри этой группы происходит по принципу исходного материала – он должен быть устойчивым к механическому воздействию. Поэтому следует перечислить все разновидности, начиная от самых простых и старых средств:
- Историческим материалом для шин являлось дерево – именно из него получалось сделать одновременно лёгкие и прочные шины.
- Но все они отличались существенным недостатком – невозможностью какой-либо модификации.
- Поэтому приходилось делать их из нескольких частей, что сказывалось на опорных свойствах.
- Среди них можно выделить некоторые изделия, применяющиеся и до сих пор – шина медицинская Еланского или Дитерихса.
Указанные варианты широко использовались в военно-полевой хирургии, где требовались надёжные и простые средства. Разработка Еланского предназначалась для фиксации головы, шеи и грудной клетки, и состояла из деревянной рамки, снабжённой несколькими ремнями. Шина Дитерихса являлась универсальным средством, позволяя осуществлять одновременное удержание и вытяжение в случае повреждений бедренной кости и прилежащих к ней суставов.
Все жёсткие шины используются для оказания первой помощи при травмах в области значительных по протяжённости участков скелета, которые они, благодаря своей длине, надёжно фиксируют.
Современные
Сейчас в широкой медицинской практике применяются только те средства, которые обладают комбинированными свойствами. Это позволяет использовать одно и то же изделие при различных травмах:
- Следующим этапом развития стало появление металлических вариантов, представляющих собой одновременно прочный и гибкий каркас, состоящий из проволоки.
- Их типичным представителем в наше время является лестничная шина Крамера.
- Изделия характеризуются возможностью модификации, лёгкостью, и гибкостью в сочетании с прочностью.
Но со временем проволока разрушается, что сказывается на опорных свойствах. Поэтому потребовалась разработка более устойчивых к действию времени изделий:
- Самыми современными средствами, широко применяемыми в травматологии и медицине катастроф, являются комбинированные пластиковые шины.
- Они легко подвергаются модификации, имеют небольшой вес, хорошо переносят дезинфекцию.
- При этом пластмасса обладает достаточной прочностью, способной выключить подвижность в определённом сегменте.
Среди указанных вариантов не следует отдавать особенное предпочтение какой-либо шине – каждая из них обладает набором неповторимых и уникальных качеств, которые объясняют их широкое применение в настоящее время.
Мягкие шины
Подобные варианты поддерживающих средств, вопреки заблуждениям, не используются при лёгких вариантах повреждений. Просто такое понятие обусловлено исходным материалом, применяющимся для изготовления шин. Они не отличаются значительной прочностью, но при наложении обеспечивают иммобилизацию локальных участков опорно-двигательного аппарата.
Сейчас широко применяются новые пневматические шины, представляющие собой полые камеры, наполняемые воздухом. Но не все мягкие шины являются современными изделиями – например, ватный воротник Шанца был изобретён более 100 лет назад. И опять же – он не имел «гражданского» назначения. Его основной сферой применения были боевые травмы, сопряжённые с повреждением шейного отдела позвоночника.
Пневматическая
Лечебное действие этих изделий основано на давлении воздуха, которое осуществляет механическое воздействие на его стенки. При достижении определённых значений шина приобретает такую прочность, которой достаточно для удержания определённого сегмента опорно-двигательного аппарата. Также их применение основано на следующих принципах:
- Существуют различные модификации пневматических шин, которые в зависимости от строения фиксируются на определённые участки тела. Обычно ими являются небольшие по размеру области – стопа и голень, предплечье и кисть.
- В исходном состоянии изделие не обеспечивает эффекта иммобилизации, так как представляет собой лишь гибкий цилиндр.
- Подобные средства надуваются не силой выдоха человека – так практически невозможно создать внутри них необходимое давление. Для этой цели существует небольшой компрессор, который нагнетает внутрь шины достаточное количество воздуха.
- В надутом состоянии её нельзя надеть на нужный участок конечности, так как внутренние поверхности изделия прочно сомкнутся. Поэтому перед использованием шина располагается в правильном положении, и только после этого она подключается к компрессору.
Сейчас разработаны также универсальные варианты изделий – они состоят из нескольких частей, которые надуваются по отдельности. Это позволяет регулировать их длину для применения на различных участках конечностей.
Воротник
Этот мягкий вариант шины сейчас больше причисляется к профилактическим средствам – его основной сферой использования стало лечение остеохондроза. Хотя ватный воротник по-прежнему остаётся эффективным средством первой помощи при черепно-мозговых травмах и повреждениях шейного отдела позвоночника. Это обусловлено следующими свойствами:
- При правильном применении он проявляет мягкую иммобилизацию – препятствует осуществлению любых движений головы. Становится невозможным осуществить активное сгибание или разгибание, а также вращение.
- При повреждении позвоночника он обеспечивает замещение его функции – принимает на себя всю амортизационную нагрузку. Поэтому при движениях все толчки переходят на воротник, где их сила гасится, и не передаётся на вышележащие отделы.
- Наконец, эта шина осуществляет одновременную разгрузку мягких тканей, устраняя спазм мускулов шеи, возникающий сразу после травмы.
Хотя сам по себе воротник Шанца не обладает выраженными лечебными свойствами, его применение существенно снижает риск возможных осложнений. Поэтому даже минимальное подозрение на травму шеи служит показанием к его использованию.